Сайт учителя математики

гимназии №9, г. Коломна, Карповой И.О.


Жизнь украшается двумя вещами:
занятием математикой и ее преподаванием!
С.Пуассон

Курс по выбору
"Задания с модулями и параметрами"

Из опыта работы

для учащихся 7-8 класса

Курс по выбору "Задания с модулями и параметрами" для учащихся 7- 8 классов предполагает сквозное изучение материала во втором полугодии 7 класса и 8 классе, он рассчитан на учащихся, проявляющих определенный интерес к математике, и предполагающих в дальнейшем заняться серьезным изучением математики.

Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем и параметрами, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и при поступлении в высшие учебные заведения. К сожалению, эти задачи либо мало, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.  В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности. Решать эти проблемы  и призван настоящий курс.

Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Поэтому задачи в данном курсе рассматриваются параллельно с изучение соответствующих  вопросов на уроках, вместе с тем происходит систематизация знаний и углубление,  как по содержанию, так и по практическому применению и методам обоснований, реализуются внутрипредметные связи. Т.о. данный курс способствует лучшему усвоению базового курса математики, а с другой - служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути, для раскрытия основных закономерностей построения математической теории. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Весь курс строится на решении различных по степени важности и сложности задач.

Целью данного курса является формирование целостной системы решения упражнений с модулями и параметрами, формированию навыков организации учащимися самостоятельных микроисследований.

В результате изучения курса учащиеся должны  знать:

Учащиеся должны уметь:

Основными формами занятий с учащимися являются практикумы по решению задач, сообщения учащихся о результатах своих исследований.

Учащиеся выполняют индивидуальные и групповые задания по самостоятельному решению задач, за что получают промежуточную оценку за изучение курса. Курс завершается результатов своей исследовательской деятельности и рассчитан на   часов.

Основное содержание курса.
 7класс.
Раздел 1.

Задачи с модулем.( 6часов )

Определение модуля, его геометрический смысл. Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. Свойства модуля.

Уравнения вида , ,

Построение графиков функций , , , . Графики уравнений , .

Раздел 2

Задачи с параметрами. (10 часов)

Линейные уравнения с параметрами. Уравнения, сводящиеся с линейным. Системы линейных уравнений с параметрами.

Линейные неравенства с параметрами. Уравнения с модулем и параметрами.

8 класс
Раздел 3.

Квадратные уравнения с параметрами.(6 часов)

Задачи о количестве корней квадратных уравнений.

Решение квадратных уравнений

Решение уравнений, сводящихся к квадратным

Взаимное расположение корней квадратного трехчлена

Необходимые условия в задачах с параметрами

Раздел 4.
Задачи с модулями.(8 часов)

Определение модуля, его геометрический смысл. Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. Свойства модуля.

Уравнения вида , ,

Построение графиков функций , , , . Графики уравнений , .

(Рассматриваются более сложные упражнения и включаются новые сведения)

Итоговое  занятие. (2 часа)

Выступление учащихся с отчетами о самостоятельной исследовательской работе.
Литература

1. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002

2. В.В. Локоть. Задачи с параметрами. Учебное пособие.- М.:АРКТИ, 2003

3. Ершова, А. П, и др. Тетрадь-конспект по алгебре для 7, 8 классов - М.: Илекса. 2004

4. Ершова, А. П, и др Самостоятельные и контрольные работы по алгебре  для 7,8 класса - М.: Илекса. 2004.

5. Лебединская Е. А. и др.  Задания для обучения и развития учащихся, М.:Интелект-центр, 2002.

6. Л.И. Звавич и др. Новые контрольные и проверочные работы по алгебре для 7, 8 класса.

7. Зив, В.А. Гольдич.. Дидактические материалы по алгебре для 7, 8 класса. - СПб: ЧеРо-на Неве, 2003.

8. Журнал "Математика для школьников"

9. Газета "Математика".

10.И.И. Гайдуков. Абсолютная величина - М.: Просвещение, 1968

Карпова И.



Заметки


Тестер - простая программа для тестирования учеником

Почему простые числа образуют эти спирали, видео

Красота чисел. Как быстро вычислять в уме

Красота чисел. Антипростые числа

Экипаж звездолета «Россия» - сегодняшние космонавты

К 65-летию запуска Первого спутника. Посланник с Земли