Диагностические замеры

Из опыта работы

Одной из форм учета знаний учащихся на уроках математики являются небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий "в уме" и фиксирования только окончательного ответа. Такие задания условно называются "диагностическими замерами". В каждом "Диагностическом замере" содержится 10 заданий, расположенных по возрастанию степени сложности. 5 первых заданий - одношаговые упражнения базового уровня, 6-8 - посложнее, но еще репродуктивного характера, а 9-10 уже требуют творческого осмысления. Поэтому и критерий оценок выглядит так:

5-7 верно выполненных упражнений - оценка "3"

8 -9 -"4"

10 - "5".

На выполнение работы по усмотрению учителя отводится 1-4 минуты в зависимости от сложности изучаемого материала и степени подготовленности учащихся. Если проводить эту работу систематически, то ребята постепенно к ней привыкают и не задают вопросов организационного плана, в том числе и по выставлению оценки. Проверка правильности выполнения заданий может проводиться с помощью ТСО, а также правильные ответы могут записываться за "крылом" доски или зачитываться.

Само название этого вида работы говорит о том, что результат выполнения этих упражнений позволяет учителю прогнозировать успешность изучения учащимися материала по данной теме и установить уровень усвоения ими опорных задач (например, запоминание и осмысление определения, формулы, алгоритма, табличных значений и т.д.). Без успешного выполнения этого рода заданий невозможно перейти к изучению более сложных вопросов, опирающихся на знание базовых. Например, в 5-6 классах учитель должен постоянно владеть информацией о состоянии техники устного счета и уровне развития вычислительных навыков учащихся. Для контроля над этим направлением проводится "диагностический замер", состоящий из примеров на вычисление. А в 10 классе при изучении темы "Тригонометрические уравнения" ни один ученик не сможет выполнять сложные задания без знания решений простейших тригонометрических уравнений , которые и включены в диагностические замеры.

Выше сказанное касается контролирующей функции предложенных заданий. Но имеет место и другая , наверное, главная. Эти упражнения призваны формировать у учеников прочные навыки устных вычислений, эффективно развивая при этом внимание, оперативную память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. На выполнение заданий дается ограниченное время, т.о. оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, но и формируется "числовая зоркость", развивается активность мышления и сообразительность.

Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой работе, слабые учащиеся могут записывать решение полностью.

Используемая литература.

  • А.Я. Кононов. Устные занятия по математике. 6-9 классы. - М.:издательский Дом "Генжер", 1998
  • В.И. Жохов, В.Н. Погодин. Математический тренажер. Выпуск 1-3. - М.:Издательский дом "Новый учебник", 2001.
  • Р. Д.Лукин, Т.К. Лукина, М.С. Якунина. Устные упражнения по алгебре и началам анализа.
  • Единый государственный экзамен: Математика: контр. Измерит. материалы /Л.О. Денищева и др.; Министерство образования РФ.- М.:Просвещение, 2003.

Карпова И.

книга записей admin@matica.info
далее
Оглавление
предыдущее