Проблемы преподавания в 10 кл.

Из опыта работы

Старший школьный возраст, или возраст ранней юности- период жизни человека 15-17лет.  Говоря об учащихся этого возраста, психологи отмечают: <В их психологическом облике чаще всего сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт <мыслительного> типа и черт <художественного> типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и,  по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем.>

В старшем школьном возрасте заметно развивается самосознание. Хотя 10-классник способен лучше и глубже, чем подросток, оценить свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки, подросток нередко более правильно оценивает себя, нежели старший школьник, т.к. подросток как бы смотрит на себя глазами окружающих. Десятиклассник, умея анализировать свои личностные особенности лучше, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно.

Поэтому одни нередко переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, другие  недооценивают себя, считают посредственностью.

В итоге сказанного следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе. Следует четко сформулировать требования к ответам учащихся: для хорошего и удовлетворительного ответа недостаточно простого воспроизведения предлагаемой информации, необходимо требовать  проявления самостоятельных и разнообразных  навыков интеллектуальной работы. В этом вопросе поможет и использование дидактических материалов нового поколения

Специальной педагогической и методической задачей должно стать формирование у школьников адекватной самооценки в учебной деятельности, способствующей развитию правильного отношения к собственным успехам и неудачам.   Большое  значение в этом плане имеет формирование правильного отношения старших школьников к своим учебным ошибкам. Ученик должен усвоить, что ошибки в какой- то мере неизбежны в ходе нормальной познавательной деятельности и могут помочь глубже понять изучаемый материал. Правильное и разумное отношение к отметке формирует рефлексия (анализ) своей деятельности.

Учебная деятельность 10-классников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что она предъявляет гораздо более высокие требования к активности и самостоятельности школьников. Для того, чтобы достаточно глубоко усваивать программу, необходимо развитие теоретического мышления. Теоретическое мышление - это такое мышление, в основе которого лежит содержательное обобщение и абстрагирование. В развивающем обучении оно рассматривается не только как неотъемлемая часть этого процесса, но и как его конечный результат. Для развития абстрактных элементов мыслительной деятельности целесообразно должное внимание уделять формам работы по анализу различных видов моделирования и схематизации одной и той же задачи. Необходимо учить 10-классников воспринимать любую конкретную задачу как выражение общих зависимостей данного  предмета. Обобщение должно переноситься с одного предмета на другой, поэтому возрастает роль межпредметных связей.

Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения10-классник связаны с неумением учиться в этих новых условиях, в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности.

Потребность в знаниях - одна из самых характерных черт современного 10-классника. Но для значительной части учащихся характерно преобладание  ориентации не на получение знаний, а на их оценку. Центральное значение для таких школьников  приобретает не сам процесс той или иной учебной задачи, а успешность выполнения.  Вместе с тем ярко проявляется и избирательное отношение к учебным предметам. Если у подростков эта избирательность почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, то у 10-классников преобладающим становится наличие сложившихся интересов, связанных с профессиональной направленностью.

Исследования показали, что только 7% 10-классников не имеют любимых учебных предметов. Кроме того, учебные интересы становятся устойчивее, приобретают более личностный и активный характер. Однако наряду с этими тенденциями, свидетельствующими о большей зрелости учебных интересов, у 10-классников  можно отметить и некоторые инфантильные черты. Учебные интересы у многих существуют как бы сами по себе. Как показали исследования психологов, отношение к учению 10-классников зависит от того, насколько учитель ориентируется в преподавании на их индивидуальные особенности. Интерес снижается, если учитель ориентируется только на возможности среднего ученика. Поэтому при разработке тематических и поурочных планов, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен учитывать характер потребностей учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло и способствовало развитию школьников.

Исследования показывают, что роль учителя как источника внеучебной информации снижается от класса к классу. Повышение научно-методического уровня учителя, способности не оставлять без ответа ни одного из сверхпрограммных вопросов - одна из актуальных проблем.

Развитие  познавательных интересов , рост сознательного отношения к учению стимулирует дальнейшее развитие произвольных познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения,  мышления), умения управлять ими. Наблюдение становится еще более целенаправленным и систематическим. В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. 10-классники шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания - составлением планов, схем, выделением главных мыслей, сравнением и т.д. Возрастает значение произвольного внимания. Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания  (одновременно слушать и писать). Еще одна особенность внимания - его избирательность. Под  влиянием специфической организации учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственной работы. Отсутствие самостоятельности в мыслительной деятельности - один из существенных недостатков в работе 10-классников.

книга записей admin@matica.info
далее
Оглавление
предыдущее