Курс по выбору
"Задания с модулями и параметрами"
Из опыта работы
для учащихся 7-8 класса
Курс по выбору "Задания с модулями и параметрами" для учащихся 7- 8 классов предполагает сквозное изучение материала во втором полугодии 7 класса и 8 классе, он рассчитан на учащихся, проявляющих определенный интерес к математике, и предполагающих в дальнейшем заняться серьезным изучением математики.
Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем и параметрами, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и при поступлении в высшие учебные заведения. К сожалению, эти задачи либо мало, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ. В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности. Решать эти проблемы и призван настоящий курс.
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Поэтому задачи в данном курсе рассматриваются параллельно с изучение соответствующих вопросов на уроках, вместе с тем происходит систематизация знаний и углубление, как по содержанию, так и по практическому применению и методам обоснований, реализуются внутрипредметные связи. Т.о. данный курс способствует лучшему усвоению базового курса математики, а с другой - служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути, для раскрытия основных закономерностей построения математической теории. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Весь курс строится на решении различных по степени важности и сложности задач.
Целью данного курса является формирование целостной системы решения упражнений с модулями и параметрами, формированию навыков организации учащимися самостоятельных микроисследований.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- определение модуля и его геометрический смысл,
- алгоритм раскрытия модуля,
- приемы решения уравнений и неравенств с модулем,
- различные способы решения уравнений с параметрами,
- приемы построения графиков уравнений, содержащих модуль.
Учащиеся должны уметь:
- Решать упражнения на преобразование выражений, содержащих знак модуля,
- Решать уравнения и неравенства определенных видов с модулем,
- Решать линейные и квадратичные уравнения с параметрами.
Основными формами занятий с учащимися являются практикумы по решению задач, сообщения учащихся о результатах своих исследований.
Учащиеся выполняют индивидуальные и групповые задания по самостоятельному решению задач, за что получают промежуточную оценку за изучение курса. Курс завершается результатов своей исследовательской деятельности и рассчитан на часов.
Основное содержание курса.
7класс.
Раздел 1.
Задачи с модулем.( 6часов )
Определение модуля, его геометрический смысл. Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. Свойства модуля.
Уравнения вида , ,
Построение графиков функций , , , . Графики уравнений , .
Раздел 2
Задачи с параметрами. (10 часов)
Линейные уравнения с параметрами. Уравнения, сводящиеся с линейным. Системы линейных уравнений с параметрами.
Линейные неравенства с параметрами. Уравнения с модулем и параметрами.
8 класс
Раздел 3.
Квадратные уравнения с параметрами.(6 часов)
Задачи о количестве корней квадратных уравнений.
Решение квадратных уравнений
Решение уравнений, сводящихся к квадратным
Взаимное расположение корней квадратного трехчлена
Необходимые условия в задачах с параметрами
Раздел 4.
Задачи с модулями.(8 часов)
Определение модуля, его геометрический смысл. Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. Свойства модуля.
Уравнения вида , ,
Построение графиков функций , , , . Графики уравнений , .
(Рассматриваются более сложные упражнения и включаются новые сведения)
Итоговое занятие. (2 часа)
Выступление учащихся с отчетами о самостоятельной исследовательской работе.
Литература
1. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002
2. В.В. Локоть. Задачи с параметрами. Учебное пособие.- М.:АРКТИ, 2003
3. Ершова, А. П, и др. Тетрадь-конспект по алгебре для 7, 8 классов - М.: Илекса. 2004
4. Ершова, А. П, и др Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 7,8 класса - М.: Илекса. 2004.
5. Лебединская Е. А. и др. Задания для обучения и развития учащихся, М.:Интелект-центр, 2002.
6. Л.И. Звавич и др. Новые контрольные и проверочные работы по алгебре для 7, 8 класса.
7. Зив, В.А. Гольдич.. Дидактические материалы по алгебре для 7, 8 класса. - СПб: ЧеРо-на Неве, 2003.
8. Журнал "Математика для школьников"
9. Газета "Математика".
10.И.И. Гайдуков. Абсолютная величина - М.: Просвещение, 1968
Карпова И.
книга записей | admin@matica.info |