Рабочая программа учебного предмета «математика»

(алгебра, геометрия  ) 7  класс базовый уровень, 2012-2013 учебный год

 

Пояснительная записка.

Нормативные документы для составления рабочей программы:

 

·  Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004г.

·  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312"

·  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089.

·  Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

·  Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 24 декабря 2010 г. №2080, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.         

·  Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области,   утвержденный приказом министра образования Московской области от 07.06.2012 №2604.

·  Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПин" от 29.12.2010 №189

Используется авторская программа по математике линии А.Г. Мордковича.

 

 

Изучение алгебры и геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение целей:

·  овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

·  интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений. Способность к преодолению трудностей;

·  формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

·  воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научнотехнического прогресса.

Концепция курса алгебры для общеобразовательной школы.

 Основными положениями являются следующие:

1.  Математика в школе не наука. А учебный предмет.

2.  Математика в школе гуманитарный предмет.

В построении курса алгебры реализованы принципы:

1.  Принцип крупных блоков.

2.  Все темы курса связаны и с предыдущими и с последующими.

3.  Принцип детерминированности, логической завершенности.

4.  Принцип завершенности в пределах учебного года.

Приоритетной является функциональнографическая линия

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цель изучения геометрии в основной школе: развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами.

 

Предполагается реализовывать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения алгебре и геометрии в основной школе

·  приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

·  овладение способами познавательной , информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

·  освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;

·  освоение общекультурной, практической математической, социальноличностной компетенциями.

 

 Школьное образование в современных условиях признано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного раз­вития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самооп­ределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможно­сти, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской федерации на изучение математики (алгебры и геометрии) в 7 классе на ступени основного общего образования отводится 5 часов в неделю. Всего170 часов, в т.ч 102ч на изучение алгебры и начал анализа и 68 часов на изучение геометрии.

7 «Б» класс общеобразовательный с недостаточной математической подготовкой. Поэтому предполагается использование следующих образовательных технологий:

полного усвоения, личностноориентированного развивающего обучения, уровневой дифференциации,  компьютерных (новых образовательных), обучения математике на основе решения задач.

 

Содержание программы.

Основные содержательнометодические алгебраические линии в школьном курсе математики 7 класса.

1.  Числа.

Алгебраические выражения над множеством рациональных чисел. Степень с нулевым показателем.

2.  Математический язык. Алгебраические преобразования.

Составление математических моделей простейших реальных ситуаций. Одночлены, многочлены, арифметические операции над ними. Разложение многочлена на множители.

 

3. Функции и графики.

Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Линейная функция и прямая пропорциональность. Функция  и ее график. Кусочные функции, составленные из линейных функций и функций вида . Наглядноинтуитивное представление о непрерывных и разрывных функциях. Применение графика функции для отыскания ее наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке. Графическое решение линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений. Знакомство с записью . Упражнения, связанные с отработкой функциональной символики. Кусочные  функции и их графики.

4. Уравнения и неравенства.

Линейные уравнения и текстовые задачи. Системы линейных уравнений. Методы решения систем: графический, подстановки, алгебраического сложения. Первые представления о решении квадратных уравнений.

 

Алгебра 7 класс (102 ч)

Математический язык. Математическая модель

Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допу­стимое значение переменной. Недопустимое значение перемен­ной. Первые представления о математическом языке и о мате­матической модели. Линейные уравнения с одной переменной.

Линейные уравнения  как  математические  модели  реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.

Линейная функция

Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; Ь) в прямоугольной системе координат.

Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравне­ния ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.

Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном проме­жутке. Возрастание и убывание линейной функции.

Линейная функция у = kx и ее график.

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменны

Система уравнений. Решение системы уравнений. Графиче­ский метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).

Степень с натуральным показателем

Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства сте­пени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.

Одночлены. Операции над одночленами

Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одно­члена. Подобные одночлены.

Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведе­ние одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.

Многочлены. Арифметические операции над многочленами.

Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приве­дение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочле­на.

Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.

Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Раз­ность кубов и сумма кубов.

Деление многочлена на одночлен.

Разложение многочленов на множители .

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группиров­ки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.

Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.

Тождество. Тождественно равные выражения. Тождествен­ные преобразования.

Функция у = х2 (9 ч)

Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = х2, ее свойства и график.

Графическое решение уравнений.

Кусочная функция. Чтение графика функции. Область опре­деления функции. Первое представление о непрерывных функ­циях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функ­циональная символика.

Геометрия 7 класс

Целью изучения курса геометрии в 7 классе является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.

Учащиеся овладевают приемами аналитикосинтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.

Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.

Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

1. Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

2. Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Параллельные прямые.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Требования к уровню подготовки учащихся.

                                              Алгебра 7 класс.

В результате изучения курса алгебры 7 класса учащиеся должны знать:

·  сущность математического языка, математического моделирования,  существо понятия математического доказательства,

·  как используются математические формулы, уравнения для решения математических и практических задач, смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами;

·  понятие функции, линейной функции, способы решения линейных уравнений и их систем,

·  понятие и свойство степени с натуральным показателем,

·  понятие одночлена, многочлена, арифметические операции над ними, способы тождественных преобразований многочленов;

·  формулы сокращенного умножения;

уметь:

·  составлять буквенные выражения и формулы по условию задачи,

·  выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, одночленами, многочленами, выполнять разложение многочленов на множители;

·  определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами

·  строить графики линейной функции и функции , линейного уравнения с двумя переменными, графически решать простейшие уравнения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  решения несложных практических и расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

·  интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

·  выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

·  моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

·  интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Геометрия 7 класс.

В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся должны знать:

определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрез­ка, угла; определение вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикуляр­ных прямых; определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольни­ков, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; опре­деление параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки;

 уметь:

 обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла; изображать прямой, острый, тупой и раз­вернутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллель­ности двух прямых; доказывать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол называ­ется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к реше­нию задач; строить треугольники по трем элементам.

Должны владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

Способны решать следующие жизненнопрактические задачи:

 самостоятельно приоб­ретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и от­стаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопреде­ленности при решении актуальных для них проблем.

 

Алгебра 7 класс

3ч в неделю, всего 102 часа

Пункт

учеб

ника

Содержание материала

Кол

во часов

Сроки

изучения

Вопросы повторения

 

 

Вводное повторение

2

1.09-5.09

 

 

Глава1. Математический язык. Математическая модель.

13

08.05-6.10

Действия над рациональными числами.

§1.

Числовые и алгебраические выражения

1

 

Формулы.

§2.

Что такое математический язык

2

 

 

§3

Что такое математическая модель

2

 

Решение задач с помощью уравнений

§4.

Линейное уравнение с одной переменной

5

 

 

§5.

Координатная прямая

2

 

 

 

Контрольная работа №1

1

 

 

 

Глава 2. Линейная функция

11

11.10-01.11

 

§6.

Координатная плоскость

2

 

 

§7.

Линейное уравнение с двумя переменными

3

 

Координатная плоскость

§8.

Линейная функция

3

 

 

§9.

Линейная функция

1

 

Модуль числа

§10.

Взаимное расположение графиков линейных функций

1

 

 

.

Контрольная работа №2

1

 

 

 

Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

13

15.11-06.12

 

§11.

Основные понятия

2

 

 

§12.

Метод подстановки

3

 

 

§13

Метод алгебраического сложения

3

 

 

§14

Системы линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

4

 

 

 

Контрольная работа №3

1

 

 

 

Глава 4. Степень с натуральным показателем и ее свойства.

6

06.12-20.12

 

§15

Что такое степень с натуральным показателем

1

 

Действия над натуральными числами

§16

Таблица основных степеней

1

 

 

§17

Свойства степени с натуральным показателем

2

 

 

§18

Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями

1

 

 

§19

Степень с нулевым показателем

1

 

 

 

Глава 5. Одночлены. Операции над одночленами.

8

20.12-19.01

Действия над степенями

§20

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена

1

 

 

§21.

Сложение и вычитание одночленов

2

 

 

§22.

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень

2

 

 

§23

Деление одночлена на одночлен

2

 

 

 

Контрольная работа №4

1

 

 

 

Глава 6. Многочлены. Операции над многочленами

15

24.01-23.02

Действия над одночленами

§24

Основные понятия

1

 

 

§25

Сложение и вычитание многочленов

2

 

 

§26

Умножение многочлена на одночлен

2

 

 

§27

Умножение многочлена на многочлен

3

 

 

§28

Формулы сокращенного умножения

5

 

 

§29

Деление многочлена на многочлен

1

 

 

 

Контрольная работа №5

1

 

 

 

Глава 7. Разложение многочленов на множители

18

28.02-10.04

Распределитель

ный закон умножения

§30

Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно

1

 

 

§31

Вынесение общего множителя за скобки

2

 

 

§32

Способ группировки

2

 

 

§33

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

5

 

 

§34

Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов

3

 

 

 

Контрольная работа №6

1

 

 

§35

Сокращение алгебраических дробей

3

 

Основное свойство дроби

Допустимые значения переменной.

§36

Тождества

1

 

 

 

Глава 8. Функция

9

15.04-11.05

 

§37

Функция  и ее график

3

 

 

§38

Графическое решение уравнений

2

 

 

§39

Что означает в математике запись

3

 

 

 

Контрольная работа №7

1

 

 

 

Обобщающее повторение

6

13.05-25.05

 

 

Итоговая контрольная работа №8

1

 

 

 

Геометрия 7 класс

2ч в неделю, всего 68 часов

Параграф учебника

Содержание учебного материала

Колво

часов

Примерные сроки изучения

Повторение

Глава I

Начальные геометрические сведения

14

3.09-20.10

Измерительные инструменты

 

Предмет геометрии. Основные фигуры планиметрии.

2

 

 

§1

Прямая и отрезок. Взаимное расположение прямых на плоскости.

1

 

 

§2

Луч и угол

2

 

 

§3

Сравнение отрезков и углов

1

 

 

§4

Измерение отрезков

2

 

 

§5

Измерение углов

1

 

 

§6

Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые

3

 

 

 

Решение задач

1

 

 

 

Контрольная работа №1

1

 

 

Глава II

Треугольники

17

22.10-26.12

Определения основных фигур

§1

Первый признак равенства треугольников

3

 

.

§2

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника

3

 

 

§3

Второй и третий признаки равенства треугольников

4

 

 

§4

Окружность. Задачи на построение

3

 

 

 

Решение задач

3

 

 

 

Контрольная работа №2

1

 

 

Глава Ш

Параллельные прямые

13

29.12-26.02

Виды углов

§1

Определение параллельности прямых. Признаки параллельности прямых.

 

4

 

.

§2

Аксиома параллельных прямых

2

 

 

 

Теоремы  об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

3

 

 

 

Решение задач

3

 

 

 

Контрольная работа №3

1

 

 

Глава IV

Соотношение между сторонами и углами треугольника

18

1.03-7.05

 

§1

Сумма углов треугольника

2

 

 

§2

Соотношение между сторонами и углами треугольника

3

 

 

 

Контрольная работа №4

1

 

 

§3

Прямоугольные треугольники

4

 

Соотношение между сторонами и углами треугольников

§4

Построение треугольника по трем элементам

4

 

 

 

Решение задач

3

 

 

 

Контрольная работа №5

1

 

 

 

Обобщающее повторение

6

10.05-28.05

 

 

 

Учебники, учебные и методические  пособия

1.  Мордкович А.Г. Алгебра.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М.; Мнемозина, 2008.

2.  Мордкович А.Г.  и др. Алгебра.7 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений М.; Мнемозина, 2008.

3.  Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2003.

4.  Александрова Л.А. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений – М. Мнемозина, 2008

5.  Александрова Л.А. Алгебра 7класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений – М. Мнемозина, 2007

6.  Мордкович. А.Г. Алгебра 79 кл. : Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2000

7.  Мордкович. А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 79 классов общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2000.

8.  Комисарова И.В., Е.М. Ключникова. Поурочное планирование по алгебре:  7 класс. – М.: Мнемозина, 2008

9.  Макарычев Ю.Н. Алгебра: Доп. Главы к школьному учеб. Для 8 класса: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изучением математики. М.: Просвещение, 2004

10.  Галицкий М. Л. Сборник задач по алгебре: Учеб. Пособие для 89 классов с углубл. изучением математики. М.: Просвещение, 2003.

11.  Алгебра: сб. заданий для подготовки к гос. итоговой аттестации в 9 кл./ Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е. А, Бунимович и др.  – М.: Просвещение, 2009.

12.  Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. Подготовка к экзамену по математике ГИА  в 2012 году. Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2009,2010,2011http://fipi.ru

Интернетресурсы

Математика: Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»

Математика: Математика в Открытом колледже

Математика: Math.ru: Математика и образование

Математика: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)

Математика: Allmath.ru — вся математика в одном месте

Математика: EqWorld: Мир математических уравнений

Математика: Exponenta.ru: образовательный математический сайт

Математика: Вся элементарная математика: Средняя математическая интернетшкола

Математика: Геометрический портал

Математика: Графики функций

Математика: Дидактические материалы по информатике и математике

Математика: Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

Математика: ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию

Математика: Задачи по геометрии: информационнопоисковая система

Математика: Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

Математика: Занимательная математика школьникам (олимпиады, конкурсы по математике)

Математика: Интернетпроект «Задачи»

Математика: Математические этюды

Математика: Математика online: справочная информация в помощь студенту

Математика: Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)

Математика: Математика для поступающих в вузы

Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ

Математика: Математика и программирование

Математика: Математические олимпиады и олимпиадные задачи

Математика: Международный математический конкурс «Кенгуру»

Математика: Методика преподавания математики

Математика: Московская математическая олимпиада школьников

Математика: Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика — задачи, решения

Математика: Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина

Математика: Международная математическая олимпиада для школьников

книга записей admin@matica.info
далее
Оглавление
предыдущее