Роль кабинета математики в формировании индивидуального стиля учебной деятельности ученика

Из опыта работы

Одно из важнейших направлений модернизации российского образования  - формирование объективной системы оценки качества образования, основными блоками которой являются качество условий, качество процесса и качество результата.

Процесс обучения в современной школе характеризуется направленностью на создание и развитие самодостаточной и творческой индивидуальности, способной приспособиться к непрерывно меняющемуся миру и найти  в нем свое место. Научить ребенка работать с информацией и свободно ориентироваться в ней – вот одна из основных задач деятельности каждого учителя и процесса обучения в целом. Качество и количество усваиваемой учеником информации во многом зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам и от выполнения ряда эргономических требований, предъявляемых к нему.

 Кабинет математики - творческая лаборатория учителя, способствующая повышению педагогического мастерства педагога. Учебно-методический комплекс кабинета математики лицея №4 способствует успешному выполнению образовательных программ, позволяет осуществлять подготовку и проведение уроков математики и внеклассных занятий на высоком методическом уровне.

Индивидуальные маркерные, меловая и информационные доски, более 50 учебных настенных таблиц, наборы объемных форм, конструкторы геометрических фигур обеспечивают традиционные формы работы.

Современные технические средства: компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор, лазерный принтер-копир-сканер, оверхед-проектор, стационарный экран, экран на штативе позволяют визуализировать и моделировать математические объекты и отношения между ними, т.е. создают виртуальную математическую лабораторию.

Библиотечный фонд кабинета насчитывает более 200 экземпляров и включает сборники нормативных документов, программно-методические материалы, экземпляры газет «Математика», журналов «Математика в школе», «Математика для школьников». Собран фонд конспектов уроков и методических рекомендаций.

Имеется банк заданий для учащихся 5-11 классов, предусматривающий обеспечение каждого ученика необходимым комплектом материалов. Весь раздаточный материал систематизирован и представлен как в печатном, так и в электронном виде, что оказывает существенную помощь учителю в работе, дает возможность в любой момент использовать в учебной ситуации необходимое задание или карточку- консультанта для ликвидации пробелов в базовых знаниях без предварительной подготовки, а прямо по ходу урока. Наличие на столе ученика текста любой проверочной работы позволяет ему внимательно вчитаться в содержание упражнений, не тратя времени на считывание заданий с доски.

Как считает доцент МПГУ Н.Л. Галеева, среди параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика можно выделить следующие: обученность, внимание, память, модальность, организационные, коммуникативные, информационные и интеллектуальные навыки, уровень развития мотивационной сферы.

Кабинет математики является дидактическим средством учителя- управленца, обеспечивающим учебный успех каждого ученика.

1.  Кабинет математики содержит разнообразное информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность ЗНАТЬ).

 Это учебники и учебные пособия, рабочие тетради, справочная и энциклопедическая литература, издания научно-популярной серии, более 30 мультимедийных пособий. Есть электронный постоянно пополняющийся банк данных Интернет-сайтов. Систематизация дидактического материала учитывает уровни познавательных возможностей детей.

Система зачетных, проверочных и контрольных работ имеет выделенную обязательную часть и дополнительную, содержащую задания повышенного уровня сложности.

 Компьютер используется как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Его можно включать в учебный процесс с помощью мультимедийного проектора  на любой стадии урока к решению многих дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме («тихий опрос», индивидуальная работа в диалоговом режиме, во фронтальной работе, например, при организации устного счета). Мультимедийные учебные пособия из серии «Математика не для отличников» являются идентичными электронными версиями печатных учебников, для проверки знаний используется тест. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде, или выбирают его из числа предложенных программой. Если же ответ неверен, то программа лишь констатирует этот факт, но она не в состоянии провести анализ ошибок.

Самое главное, что выгодно отличает «Курс математики для школьников и абитуриентов Л.Боревского», электронное пособие «Математика для абитуриентов» и современный учебно-методический комплекс ЗАО «Просвещение - МЕДИА» «Все задачи школьной математики» - это интерактивное решение задач с помощью компьютера, при котором обеспечивается поэтапный (пошаговый) контроль над работой обучаемого.

Именно в этом заключается неоспоримое преимущество использования компьютера в педагогике: мы получаем индивидуального бесстрашного наставника персонально для каждого ученика.

Пошаговое контролируемое решение отвечает важному педагогическому принципу: не проверять уже имеющиеся знания, а обучать новым методам решения. Такое использование компьютера возможно при организации индивидуальной работы на уроке и во время внеурочных консультаций.

Эффективно использование презентаций, составленных учителем или учениками в программе Microsoft Power Point. Это средство наиболее адаптировано к конкретному учебнику и стилю работы учителя, так как готовые компьютерные учебно-методические комплексы отличаются порой излишней сложностью математического аппарата и не полностью адаптированы к существующим школьным программам. Компьютерная презентация позволяет не только проиллюстрировать информацию, но и создать динамический чертеж, что неоценимо в формировании пространственного мышления учащихся. Просты и незаменимы в использовании слайды на прозрачной пленке для оверхед - проектора, рисунки и чертежи на которых могут быть засканированы из любого пособия.

2.  Кабинет математики обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, меж- и надпредметным навыкам ( ученик должен иметь возможность научиться УМЕТЬ ).

Это наборы для проведения практических и лабораторных работ, конструкторы геометрических фигур, развертки геометрических тел, виртуальный компьютерный конструктор, предназначенный для построения и исследования геометрических чертежей, графиков функций и проведения численных экспериментов.

Для поддержки и развития организационных и  коммуникативных  навыков разработаны памятки по изучению математики («Как слушать и конспектировать лекцию», «Как изучать математический текст», «Как вести тетради по математике» и др.), алгоритмы подготовки к монологическому выступлению, правила ведения диалога, рекомендации к работе в команде и т.д. Они собраны в папке «Советы учителя». Для развития информационных общеучебных навыков представлены памятки по составлению таблиц, чтению графиков, пользованию техническими средствами, а для развития навыков смыслового чтения имеются тексты с пропущенными знаковыми словами, предназначенные для многоразового использования.

В ходе целенаправленной работы по формированию мыслительных навыков используется система развивающих заданий по каждой теме.

3.  Кабинет математики обеспечивает комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих познавательных возможностей). Имеется разнообразное дидактическое оснащение, востребующее визуальный, аудиальный или кинестетический каналы приема информации. Это и аудиозаписи, и прозрачные иллюстрации для демонстрации с помощью оверхед-проектора, и «озвученные» слайды из мультимедийных пособий, интерактивные таблицы, каркасные и другие  модели и т.д.

4.  Кабинет поддерживает мотивацию к изучению математики (Надо помочь ученику развить и осознать собственный ИНТЕРЕС к изучению математики). Это осуществляется с помощью разноуровневого дидактического оснащения, сменяющихся материалов на информационных стендах, заданий практического содержания, выставок творческих работ учителей и учащихся. Систематизированный материал хранится в папке  «Любителям математики» и компьютерном каталоге.

Оптимально оборудованный и оснащенный кабинет математики результативно влияет на обученность учащихся и на мотивацию к изучению математики, что положительно сказывается на формировании индивидуального стиля учебной деятельности ученика.

книга записей admin@matica.info
далее
Оглавление
предыдущее